По имеющейся информации первоочередной причиной появления таких инициатив является желание оказать поддержку российскому концерну КАМАЗ. В последние годы продажи грузовиков концерна переживают спад, и на рынке становится все больше машин китайского производства. Предложенная мера должна способствовать выправлению ситуации, ведь КАМАЗ, скорее всего, будет частично освобожден от выплаты данного сбора. А неосвобожденные китайские компании будут вынуждены так или иначе учитывать и включать повышенный сбор в конечную стоимость своего товара.
Размер индексации утилизационного платежа и категории техники, которых это коснется, окончательно еще не определены. По прогнозам сумма сбора вырастет на 25% и затронет ту часть парка, в которой продукция КНР оказывает наибольшую конкуренцию (крупная бортовая техника и самосвалы).
Некоторые компетентные мнения говорят о некой непоследовательности в проведении подобной политики (учитывая количество поставок китайских комплектующих для отечественных автомобилей) и о том, что обсуждаемая мера не приведет к какому-то ощутимому пополнению бюджета. Они исходят из того, что полностью заменить поредевший (после ухода западных компаний) парк грузовой техники КНР не удастся и считают давление излишним.
Подобная инициатива уже выдвигалась больше года назад, но тогда она не нашла поддержки в среде заинтересованных участников отрасли. Да и смежные отрасли выступили резко против. Тогда подобный прием был признан недееспособным. Но теперь в свете складывающихся в стране и мире обстоятельств решили вернуться к рассмотрению идеи.
Сам КАМАЗ в лице своих представителей ситуацию никак не комментирует, но отмечает, что по некоторым позициям доля китайской техники доходит до 40% и наступление их компаний более чем ощутимо.