В 2024 году российский рынок грузовых автомобилей продемонстрировал разнонаправленные тенденции: продажи среднетоннажных машин заметно увеличились, тогда как сегмент крупнотоннажных грузовиков столкнулся со спадом.
За прошедший год в России было реализовано 21 999 новых среднетоннажных грузовиков (MCV) с полной массой от 3,5 до 16 тонн, что на 22,4% превышает показатели 2023 года. Лидером в этом сегменте стал отечественный бренд GAZ, продавший 7 402 автомобиля и занявший 33,7% рынка. На втором месте расположился KAMAZ с 5 520 проданными единицами и долей 25,1%. Замыкают пятерку лидеров китайские марки: JAC (3 647 машин), Dongfeng (1 697) и Foton (1 682).
В десятке самых популярных моделей среднетоннажных грузовиков поровну представлены российские и китайские производители. Первенство удерживает GAZ Gazon NEXT, охвативший 23% рынка.
В противоположность этому, рынок крупнотоннажных грузовиков (HCV) с полной массой свыше 16 тонн сократился на 18,8%, достигнув отметки в 102 007 проданных единиц. Впервые лидерство в этом сегменте перешло к китайскому бренду SITRAK, реализовавшему 19 409 машин и занявшему 19% рынка. KAMAZ опустился на вторую позицию с 17 254 проданными автомобилями. Далее следуют Shacman (15 729 единиц), FAW (11 605) и Dongfeng (8 260).
В топ-10 моделей крупнотоннажных грузовиков доминируют китайские производители, представленные семью моделями против трех от KAMAZ. Лидером стал SITRAK C7H с результатом в 19 374 проданных экземпляра.
Несмотря на общий спад в сегменте HCV, некоторые бренды показали положительную динамику. Так, продажи Dongfeng выросли на 99,8%, а SANY — на 77,4%. В то же время Foton столкнулся с существенным снижением продаж на 56,8% по сравнению с предыдущим годом.
Таким образом, 2024 год ознаменовался укреплением позиций китайских производителей на российском рынке грузовых автомобилей, особенно в сегменте крупнотоннажной техники, где они смогли потеснить традиционных лидеров.