По данным агентства НАПИ, в первом квартале 2025 года рынок лизинга продемонстрировал противоположные тенденции: резкое сокращение сделок с новыми грузовиками и одновременно значительный рост лизинга подержанных автобусов.
За первые три месяца 2025 года в лизинг было передано около 12 тысяч новых и подержанных грузовиков. Для сравнения: годом ранее за тот же период было оформлено 23,6 тысячи договоров. Таким образом, общий спад составил 49,1%.
Особенно заметным оказалось снижение лизинга новых грузовиков — на 64,6%. Это свидетельствует о снижении доступности новой техники для компаний, что может быть связано с ростом цен, ставками финансирования или неопределённой экономической ситуацией.
В то же время лизинг подержанных грузовиков показал незначительный, но всё же положительный рост — на 5,2%. В результате доля лизинга в продажах новой грузовой техники сократилась до 40%.
Интересную динамику показал сегмент автобусов. Общий объём лизинга здесь вырос на 7%, и основным фактором роста стали сделки с подержанной техникой. Лизинг таких автобусов увеличился сразу на 172,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В абсолютных цифрах рост составил всего около 300 единиц, но тренд очевиден: рынок переориентируется на более доступные решения.
Лизинг новых автобусов, напротив, просел на 28,1%. Однако поскольку общий рынок новых автобусов за это время сократился ещё сильнее — на 62,1% — доля лизинга в продажах этой категории техники заметно увеличилась. В первом квартале 2025 года уже более трети всех новых автобусов продавались через лизинговые схемы.
Рынок лизинга отражает текущие экономические реалии: новые транспортные средства становятся менее доступными, а подержанная техника — всё более востребованной. При этом лизинговые инструменты сохраняют свою роль в поддержке спроса, особенно в сегменте автобусов.
Дальнейшая динамика будет зависеть от экономической политики, уровня ставок, цен на технику и доступности государственных программ поддержки.