Вопрос о проблемах гарантийного обслуживания грузовой техники и его низком качестве поднял один из юристов Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» З. Зиннятуллин. Он поделился информацией о недостатках разной степени, присутствующих в ремонте и привел наглядный пример из жизни.
В чем заключаются различия между сроком гарантии и сроком обнаружения признаков ненадлежащего качества?
Если по отношению к товару определены гарантийные обязательства, то сроки обнаружения недостатков идентичны протяженности гарантии. Обнаружение недостатков допускается по закону в течение двух лет, даже в случае меньшего гарантийного срока.
Разница в понятиях гарантийного срока и срока обнаружения недостатков проявляется в зависимости перераспределения бремени доказывания. Если на товарное изделие установлена гарантия, то ответственность за обнаруженные недостатки несет продавец. Это в случае, если он не сможет доказать, что они были получены уже после покупки из-за нарушения правил пользования или хранения. Товар мог быть испорчен третьими лицами или воздействием непреодолимой силы. Продавцу нужно будет найти доказательства отсутствия своей вины.
Если у товара нет гарантии, обстоятельства выявления недостатков должен предоставить покупатель. Он должен привести доводы, что дефекты появились еще до покупки. В таких случаях стоит опираться на статьи 477 и 476 Гражданского кодекса РФ и на статью 18 Закона «О защите прав потребителей».
Как предъявляются претензии в период действия гарантии?
При обнаружении недостатка требуется его классификация в качестве существенного или несущественного. В этом помогает техническая экспертиза, в которой участвует и представитель продавца. Либо продавца просто уведомляют о проведении проверки.
После экспертной проверки формируется документ — письменная претензия, в которой перечисляются требования, подтвержденные мнением эксперта.
В тексте претензии обязательно должна быть указана:
- информация о заявителе и о том, к кому обращаются (по принципу почтового отправления);
- информация о купленном товаре или предоставленной услуге;
- сведения, в чем заключаются претензии;
- перечисление требований в отношении продавца;
- список приложений к документу;
- подпись и число.
Производитель может отказаться устранять недостатки и возмещать убытки. Заявитель в таком случае имеет право подать иск в суд.
Как определяются критерии гарантийных и не гарантийных случаев?
Гарантийный случай — это выявление несоответствия изделий критериям, указанным в статье 469 Гражданского кодекса РФ, где качество товара определяется совокупностью свойств, доказывающих его способность соответствовать своему предназначению и предъявляемым к изделию требованиям. В соответствии с другой статьей, № 470, гарантийные обязательства действуют и на все комплектующие товара, если иное не оговаривается в договоре купли-продажи.
Чего и в каких случаях может добиться покупатель техники?
Если говорить о несущественных недостатках, то приобретатель при их выявлении может претендовать на некие компенсации в соответствии со статьей 457 гражданского кодекса РФ:
- соразмерное уменьшение цены покупки;
- бесплатное устранение недостатков в разумные сроки;
- компенсации своих трат на устранение недостатков купленной техники.
Также есть понятие существенных недостатков, не подлежащих устранению по соразмерным расходам или временным затратам, выявляющимся неоднократно или появляющимся сразу после их ликвидации. В таких случаях покупатель имеет право выбрать:
- отказ от договора купли-продажи и требование вернуть потраченные деньги в полном объеме;
- требование замены некачественного товара аналогичным товаром надлежащего качества.
Такие решения также предусмотрены Гражданским кодексом РФ.
Определение сроков для устранения недостатков
Чаще всего для выполнения обязательств по отношению к некачественному товару определен некоторый срок, но если такое не предусмотрено, то назначается разумный отрезок времени, за который все действия должны быть произведены. Если в разумный срок должник не выполнил свои обязанности, то ему в соответствии со статьей 314 ГК РФ дается еще 7 дней.
Можно ли после некачественного гарантийного обслуживания компенсировать простой?
Если гарантийное обслуживание выполняется некачественно, это считается невыполнением обязательств о бесплатном устранении недостатков в разумный срок. В таком случае у покупателя есть возможность самому оплатить ремонт и потребовать от продавца взыскание стоимости ремонта, убытков, неполученной прибыли и простоя через суд.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016, к понятию ответственности за нарушение обязательств относится как реальный ущерб, так и упущенная прибыль. Реальный ущерб представляет собой расходы, произведенные кредитором для восстановления нарушенного права, утрата имущества или его повреждение. В качестве упущенной выгоды понимается недополученный кредитором доход, который он бы мог получить при разумных расходах в обычных условиях эксплуатации, без нарушения прав.
Величина неполученной выгоды определяется с учетом предпринятых кредитором мер для ее получения и приготовлений к ним. Для того, чтобы обосновать необходимость требуемого размера упущенной прибыли, кредитор может предъявить любые доказательства ее получения.
Практический пример
В 2014 году Арбитражный суд Московского округа по делу А40-57820/13-126-413 вынес постановление в отношении лизингополучателя и лизингодателя, заключивших договор финансовой аренды. В иске было указано, что техника вышла из строя при строительстве дороги по госконтракту. По поводу поломки ответчику было направлено письмо о необходимости присутствия его представителя.
Ответчик неисправность устранил, но она возникла снова, о чем было направлено очередное письмо. Предполагая некачественный ремонт, истец подсчитал убытки от простоя, реальный ущерб и неполученные доходы. Решением суда было взыскание с ответчика убытков на сумму 65841, 30 рублей.